Гончарное дело в домашних условиях

Волшебство гончарного искусства доступно каждому, даже без специального оборудования в виде гончарного круга. В наше время многие увлекаются созданием керамики своими руками, поскольку этот процесс не только приносит удовольствие, но также позволяет воплотить творческие идеи в уникальных предметах для дома. Более того, работа с глиной оказывает терапевтический эффект и помогает расслабиться после напряженного дня.

Необходимые материалы и инструменты

Прежде чем приступить к созданию керамики, важно подготовить все необходимое для работы. Во-первых, вам понадобится гончарная глина – рекомендуется выбирать готовую к использованию массу, которую можно приобрести в магазинах для творчества. Помимо этого, следует запастись базовыми инструментами: стеками различной формы, скалкой для раскатывания глины, ножом, губкой для сглаживания поверхностей, а также тканью для рабочего стола.

Однако не стоит забывать о защите рабочего пространства – глина может испачкать поверхности, поэтому целесообразно постелить клеенку или специальный коврик. Кроме того, приготовьте емкость с водой для смачивания рук и инструментов в процессе работы.

Техники создания керамики без гончарного круга

Ручная лепка

Наиболее доступный способ работы с глиной – ручная лепка, при которой изделия формируются непосредственно пальцами. Таким образом можно создавать небольшие предметы, такие как кулоны, бусины или декоративные элементы. При этом глину нужно предварительно размять до мягкого состояния, после чего приступать к формированию желаемых форм.

Метод жгутов

Данный метод особенно подходит для создания сосудов различного размера. Сначала необходимо скатать из глины жгуты одинаковой толщины, затем сформировать основание изделия и постепенно наращивать стенки, укладывая жгуты по спирали друг на друга. После этого поверхности сглаживаются изнутри и снаружи, благодаря чему швы становятся незаметными. Следовательно, данный метод позволяет создавать довольно крупные изделия без использования гончарного круга.

Техника пласта

Этот способ идеально подходит для изготовления предметов с плоскими гранями. Сначала глину раскатывают скалкой до получения пласта нужной толщины, затем вырезают необходимые детали согласно заранее подготовленным шаблонам. После этого детали соединяют между собой, смачивая края водой или шликером (жидкой глиной). В результате можно получить квадратные или прямоугольные тарелки, шкатулки, подсвечники и другие интересные изделия.

  • Подготовьте глину до однородной консистенции без пузырьков воздуха.
  • Раскатайте глину скалкой в пласт нужной толщины (обычно 0,5-1 см), используя направляющие для равномерности.
  • Вырежьте из пласта необходимые формы (стенки, дно) с помощью шаблона или ножа.
  • Слегка увлажните края соединяемых деталей шликером (жидкой глиной).
  • Аккуратно соедините детали, надавливая и разглаживая стыки.
  • Укрепите швы изнутри глиняными жгутиками, тщательно разглаживая их.
  • Выровняйте и доработайте поверхность стеком, губкой или деревянным инструментом.
  • Дайте изделию подсохнуть до кожетвердого состояния перед декорированием и обжигом.

Техника отминки

Метод отминки позволяет создавать точные копии предметов. Для этого глину прижимают к форме-основе, аккуратно снимают и дорабатывают. Таким образом, можно использовать различные предметы в качестве молдов: чашки, миски, рельефные поверхности. В свою очередь, это открывает широкие возможности для творчества без специального оборудования.

  • Подготовьте глину до пластичного состояния без воздушных пузырей.
  • Выберите текстурный предмет или форму для отминки (листья, ткань, кружево, штампы).
  • Раскатайте пласт глины равномерной толщины (обычно 0,5-1 см).
  • Положите выбранный предмет на глину текстурной стороной вниз.
  • Аккуратно прижмите и прокатайте скалкой с равномерным давлением.
  • Осторожно снимите предмет с глиняного пласта.
  • Вырежьте нужную форму из текстурированного пласта.
  • При необходимости доработайте края изделия и оставьте сохнуть до кожетвердого состояния.
  • Завершите работу обжигом и нанесением глазури или красителей для подчеркивания рельефа.

Сушка и обжиг изделий

После завершения лепки готовое изделие должно полностью высохнуть, что может занять от нескольких дней до недели в зависимости от толщины стенок и влажности воздуха. Затем следует этап обжига – самый ответственный момент в создании керамики. Хотя профессиональный обжиг производится в специальных печах при высоких температурах, для начинающих существуют альтернативы.

Во-первых, многие студии керамики предоставляют услуги обжига, куда можно отнести свои изделия. Во-вторых, можно приобрести небольшую муфельную печь для домашнего использования, если вы планируете серьезно заниматься гончарным делом. В дополнение к этому, некоторые виды глины, например, самозатвердевающая полимерная глина, не требуют обжига вовсе – они затвердевают на воздухе.

Декорирование и глазурование

После первого обжига (утильного) керамика приобретает прочность, однако остается пористой. Именно поэтому для функциональных изделий необходимо глазурование. Глазури придают керамике водонепроницаемость и декоративный вид, причем их разнообразие позволяет достичь различных эффектов – от матовых до глянцевых поверхностей, от однотонных до градиентных расцветок.

Помимо глазурования, существуют и другие способы декорирования: нанесение ангобов (цветных глин), гравировка, оттиски текстурными материалами. Следовательно, каждое изделие может стать по-настоящему уникальным произведением искусства с характерным почерком автора.

Нанесение ангобов (цветных глин)

Ангобы представляют собой жидкие цветные глиняные суспензии, используемые для декорирования керамических изделий. Это один из древнейших способов украшения керамики, позволяющий создавать как простые цветовые решения, так и сложные художественные композиции.

Материалы и инструменты:

  • Базовая глина для ангоба (обычно белая или светлая)
  • Красящие пигменты (оксиды металлов или готовые керамические пигменты)
  • Дефлокулянт (например, силикат натрия) для стабилизации суспензии
  • Ёмкости для смешивания и хранения
  • Кисти разных размеров
  • Губки и спонжи
  • Пипетки или бутылочки с узким горлышком для точечного нанесения
  • Сита для процеживания

Процесс приготовления:

  1. Измельчите сухую глину до порошкообразного состояния.
  2. Смешайте глиняный порошок с водой до консистенции сметаны.
  3. Добавьте красящие пигменты для получения нужного цвета.
  4. При необходимости добавьте небольшое количество дефлокулянта для улучшения текучести.
  5. Процедите получившуюся смесь через сито для удаления комков.

Способы нанесения:

Кистевое нанесение — классический метод, позволяющий создавать как заливки, так и детальные рисунки:

-Нанесите ангоб на кожетвердое (подсушенное, но ещё влажное) изделие.

-Для равномерного покрытия наносите ангоб в несколько тонких слоев.

-Для создания рисунков используйте кисти разной толщины.

Погружение — для равномерного покрытия всей поверхности:

-Подготовьте достаточное количество ангоба в широкой ёмкости.

-Полностью погрузите изделие в ангоб на несколько секунд.

-Вынимайте плавно, давая излишкам стечь.

Набрызг — для создания текстурных эффектов:

-Используйте зубную щетку или специальный распылитель.

-Проведите пальцем или палочкой по щетине щетки, направляя брызги на изделие.

-Можно использовать трафареты для создания узоров.

Полив — для создания потёков и градиентов:

-Налейте ангоб из ёмкости на часть изделия.

-Поворачивайте изделие, позволяя ангобу стекать в нужном направлении.

Мраморирование — для создания узоров «под мрамор»:

-Нанесите на поверхность несколько ангобов разных цветов.

-С помощью деревянной палочки или гребня проведите через цвета, создавая волнистые или спиральные узоры.

Важные рекомендации:

  • Ангобы наносятся на влажную или кожетвердую глину для лучшего сцепления.
  • Толщина слоя ангоба должна быть небольшой, чтобы избежать растрескивания при сушке и обжиге.
  • Ангобы могут менять цвет после обжига, поэтому рекомендуется делать тестовые образцы.
  • После высыхания ангоба поверхность можно полировать для создания блеска (техника лощения).

Гравировка (сграффито)

Гравировка, или техника сграффито — это метод создания декора путем процарапывания верхнего слоя глины или ангоба для обнажения нижележащего слоя другого цвета. Эта техника позволяет создавать чёткие и выразительные линейные рисунки с высоким контрастом.

Материалы и инструменты:

  • Острые инструменты для процарапывания: деревянные стеки, металлические иглы, зубочистки, специальные петли
  • Инструменты для выборки фона: петли разных размеров, стеки с плоским краем
  • Шаблоны или кальки для переноса рисунка (опционально)
  • Мягкий карандаш или острый деревянный инструмент для предварительной разметки

Техника выполнения:

Подготовительный этап:

  1. Сформируйте базовое изделие из глины нужного цвета.
  2. Доведите изделие до кожетвердого состояния или полностью высушите.
  3. Нанесите слой контрастного ангоба равномерно по всей поверхности или на участки, предназначенные для декорирования.
  4. Дайте ангобу слегка подсохнуть, но не полностью (он должен быть ещё достаточно мягким для процарапывания).

Нанесение рисунка:

      1. Перенесите эскиз на поверхность с помощью кальки или нарисуйте непосредственно на ангобе мягким карандашом.
      2. Начните с основных контуров, используя тонкий инструмент.
      3. Работайте от общего к частному, постепенно добавляя детали.

Виды гравировки:

Линейная гравировка — создание тонких линий разной глубины:

  • Держите инструмент под углом 45-60 градусов к поверхности.
  • Контролируйте глубину нажатия для создания линий разной толщины.
  • Для особо тонких линий используйте иглы или заострённые деревянные инструменты.

Выборка фона — удаление больших участков верхнего слоя:

Очертите контуры сохраняемых элементов.

С помощью петли или плоского стека аккуратно выбирайте ангоб вокруг рисунка.

Работайте постепенно, не пытаясь снять сразу большой участок.

Текстурная гравировка — создание фактурных поверхностей:

Используйте штампы, гребешки, текстурные валики для создания повторяющихся узоров.

Комбинируйте инструменты для получения разнообразных эффектов.

Завершение работы:

После завершения гравировки аккуратно удалите остатки глины мягкой кистью.

При необходимости слегка сгладьте слишком острые или неровные края.

Дайте изделию полностью высохнуть перед обжигом.

Советы по гравировке:

  • Глубина процарапывания должна быть достаточной для проявления нижнего слоя, но не настолько глубокой, чтобы ослабить изделие.
  • Для начинающих лучше практиковаться на плоских поверхностях, постепенно переходя к криволинейным.
  • Используйте контрастные цвета для более выразительного эффекта.
  • Комбинируйте линии разной толщины для создания глубины и объема в рисунке.
  • Ошибки в гравировке трудно исправить, поэтому работайте внимательно и продуманно.

Оттиски текстурными материалами

Техника оттисков или текстурирования — это способ создания рельефных узоров на поверхности глины путем вдавливания или прокатывания различных текстурных материалов. Этот метод позволяет быстро создавать интересные фактуры и декоративные элементы.

Материалы для создания текстур:

  • Природные материалы:
    • Листья растений с выраженными прожилками
    • Кора деревьев
    • Ракушки, камешки с интересной фактурой
    • Сухоцветы и семена
  • Текстильные материалы:
    • Кружево
    • Вязаное полотно
    • Ткани с рельефной фактурой
    • Плетеные материалы (сетки, веревки)
  • Готовые текстурные инструменты:
    • Керамические штампы
    • Текстурные валики
    • Формовочные маты с рельефом
    • Скалки с гравировкой
  • Бытовые предметы:
    • Пуговицы
    • Застежки-молнии
    • Монеты
    • Крышки от бутылок
    • Ключи
    • Декоративные бусины

Техники оттиска:

Прямой оттиск — самый простой способ:

Подготовьте глиняную поверхность, убедившись, что она достаточно мягкая для создания четкого оттиска.

Положите текстурный материал на поверхность глины или наоборот — прижмите глину к текстурной поверхности.

Равномерно надавите, используя плоскую доску, скалку или просто руки.

Осторожно отделите глину от текстурного материала, стараясь не деформировать оттиск.

Прокатывание — для создания повторяющихся текстур:

Используйте текстурные валики или цилиндрические предметы, обернутые текстурным материалом.

Раскатайте пласт глины до нужной толщины.

Прокатите текстурный валик по поверхности с равномерным давлением.

Для более глубокого рельефа можно прокатывать несколько раз, слегка увеличивая давление.

Текстурирование с помощью штампов:

Используйте готовые керамические штампы или создайте собственные из глины.

Вдавите штамп в поверхность глины, контролируя глубину и равномерность нажатия.

Для создания узоров и бордюров повторяйте оттиски в определенном порядке.

Комбинирование текстур:

Разделите поверхность изделия на зоны.

В каждой зоне используйте разные текстуры, создавая интересный контраст.

Четко разграничивайте зоны глиняными жгутиками или процарапанными линиями.

Советы по работе с текстурами:

  • Наносите на текстурные материалы тонкий слой талька или кукурузного крахмала для предотвращения прилипания глины.
  • Для создания более четких оттисков используйте глину средней или высокой пластичности.
  • Экспериментируйте с глубиной оттиска: легкое нажатие создаст тонкий рельеф, сильное — более выраженный.
  • Комбинируйте текстурирование с другими техниками декора для создания многослойных эффектов.
  • Создавайте коллекцию текстурных материалов и каталогизируйте их оттиски для будущего использования.
  • После нанесения текстуры можно подчеркнуть рельеф с помощью ангобов, глазурей или оксидов, которые будут скапливаться в углублениях.

Дополнительные приемы работы с текстурами:

  • Селективное текстурирование — нанесение текстуры только на определенные участки изделия.
  • Наложение текстур — создание сложной фактуры путем последовательного нанесения разных текстурных материалов.
  • Текстурирование с использованием шаблонов — создание контрастных участков с текстурой и без нее с помощью вырезанных шаблонов.
  • Изготовление собственных текстурных штампов из высушенной или обожженной глины для создания повторяющихся элементов дизайна.

Советы для начинающих керамистов

Начиная осваивать гончарное дело, стоит придерживаться нескольких рекомендаций. Прежде всего, начинайте с простых форм и постепенно переходите к более сложным. Кроме того, важно дать себе время на эксперименты и ошибки – они являются неотъемлемой частью обучения.

Наряду с этим, изучайте работы других керамистов, посещайте мастер-классы или смотрите обучающие видео. Тем не менее, не бойтесь развивать собственный стиль – именно он сделает ваши работы особенными.

Наконец, помните о безопасности: работайте в хорошо проветриваемом помещении, используйте маску при работе с сухими материалами, храните глазури и другие химические вещества в недоступном для детей месте.

Заключение

Гончарное искусство доступно каждому, кто хочет прикоснуться к этому древнему ремеслу. Несмотря на отсутствие гончарного круга, вы можете создавать прекрасные керамические изделия в домашних условиях. Используйте различные техники ручной лепки. В то же время, работа с глиной развивает творческие способности, тренирует мелкую моторику и приносит истинное удовольствие от процесса созидания.

Таким образом, достаточно лишь начать с простых изделий, постепенно оттачивая мастерство и расширяя репертуар техник. В конечном итоге, ваш дом украсят уникальные предметы, созданные собственными руками, которые будут радовать вас и вызывать восхищение гостей.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: